Муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная школа-детский сад №13 "Улыбка" Тутаевского муниципального района

Уважаемые родители! В период летних каникул приглашаем принять участие в Уроке «Кибербезопасность» в рамках Всероссийской акции «Урок цифры» https://урокцифры.рф

Для учащихся образовательных организаций Российской Федерации в рамках Всероссийской акции «Урок цифры» 1 июня 2020 года в 11:00 будет проведён открытый урок по теме «Кибербезопасность» на сайте проекта https://урокцифры.рф в формате онлайн-конференции

Урок адресован учащимся 1–11-х классов, которые смогут познакомиться с правилами безопасного поведения в интернете и узнают, как создавать надёжный пароль, защититься от кражи аккаунтов, как защитить «умные» устройства, а также научиться отличать мошеннические сайты от настоящих.

Онлайн-трансляция урока по теме «Кибербезопасность»  проходила 1 июня 2020 года в 11:00.

Организаторами Урока выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в партнёрстве с ключевыми российскими компаниями сферы информационных технологий.

Материалы урока можно посмотреть  на сайте проекта https://урокцифры.рф там же размещены бесплатные интерактивные игровые тренажеры, в которых дети будут знакомиться с миром информационной безопасности

Учитель информатики Вострикова Н.Е.

 

 

1. Алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет»

2. Политика в отношении обработки персональных данных в МОУ "Начальная школа-детский сад №13 "Улыбка"

3. Региональный сегмент реестра безопасных Интернет-ресурсов для детей

«Береги свои персональные данные»

По сюжету мальчик, собираясь на отдых вместе с родителями, выкладывает в интернет фотографию, к которой прикрепляет местоположение квартиры. Воры узнают, что по отмеченному адресу отсутствуют хозяева, и совершают кражу. Посмотреть ролик

Программа обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве, профилактики Интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность МОУ «Начальная школа-детский сад №13 «Улыбка» Тутаевского муниципального района

 

Информационная безопасность

Содержание

 

1. Понятие информационной безопасности

2. Информационная безопасность и Интернет

3. Методы обеспечения информационной безопасности

Литература

 

1. Понятие информационной безопасности

 

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре.

Информационная безопасность организации – состояние защищенности информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью [2; 22].

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;

Целостность – избежание несанкционированной модификации информации;

Доступность – избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

неотказуемость или апеллируемость – невозможность отказа от авторства;

подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным [3; 39].

Действия, которые могут нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий:

1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователей в результате неосторожных действий.

2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами. Под хакерами понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе в рамках конкурентной борьбы), так и просто из любопытства. К таким методам относятся: несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS атаки.

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п.

Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service – «отказ в обслуживании») − это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия − компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

4. Спам. Всего за несколько лет спам из незначительного раздражающего фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности: электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ; спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта; как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами; вместе со спамом нередко удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.

5. «Естественные» угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т.д.

Таким образом, в современных условиях наличие развитой системы информационной безопасности становится одним из важнейших условий конкурентоспособности и даже жизнеспособности любой компании.

 

2. Информационная безопасность и Интернет

 

Общение с использованием новейших средств коммуникации вобрал в себя Интернет. Всемирная информационная сеть развивается большими темпами, количество участников постоянно растет. По некоторым данным, в сети зарегистрировано около 1,5 миллиарда страниц. Некоторые «живут» до полугода, а некоторые работают на своих владельцев в полную силу и приносят большую прибыль. Информация в сети охватывает все стороны жизнедеятельности человека и общества. Пользователи доверяют этой форме себя и свою деятельность. Однако опыт работы в области компьютерных технологий полон примеров недобросовестного использования ресурсов Интернет.

Специалисты говорят, что главная причина проникновения в компьютерные сети – беспечность и неподготовленность пользователей. Это характерно не только для рядовых пользователей, но и для специалистов в области компьютерной безопасности. Вместе с тем, причина не только в халатности, но и в сравнительно небольшом опыте специалистов по безопасности в сфере информационных технологий. Связано это со стремительным развитием рынка сетевых технологий и самой сети Интернет.

По данным лаборатории Касперского, около 90% от общего числа проникновений на компьютер вредоносных программ используется посредством Интернет, через электронную почту и просмотр Web страниц. Особое место среди таких программ занимает целый класс – Интернет-червь. Само распространяющиеся, не зависимо от механизма работы выполняют свои основные задачи по изменению настроек компьютера-жертвы, воруют адресную книгу или ценную информацию, вводят в заблуждение самого пользователя, создают рассылку с компьютера по адресам, взятым из записной книжки, делают компьютер чьим-то ресурсом или забирают часть ресурсов для своих целей или в худшем случае самоликвидируются, уничтожая все файлы на всех дисках.

Все эти и другие с ними связанные проблемы можно решить с помощью наличия в организации проработанного документа, отражающего политику информационной безопасности компании. В таком документе должны быть четко прописаны следующие положения:

как ведется работа с информацией предприятия;

кто имеет доступ;

система копирования и хранения данных;

режим работы на ПК;

наличие охранных и регистрационных документов на оборудование и программное обеспечение;

выполнение требований к помещению, где располагается ПК и рабочее место пользователя;

наличие инструкций и технической документации;

наличие рабочих журналов и порядок их ведения.

Кроме того, необходимо постоянно отслеживать развитие технических и информационных систем, публикуемых в периодической печати или следить за событиями, обсуждаемыми на подобных семинарах.

Так согласно Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», запрещено подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются госорганы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу РФ, в том числе к Интернету.

При необходимости подключения указанных информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством РФ порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности РФ и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю [1].

 

3. Методы обеспечения информационной безопасности

 

По убеждению экспертов «Лаборатории Касперского», задача обеспечения информационной безопасности должна решаться системно. Это означает, что различные средства защиты (аппаратные, программные, физические, организационные и т.д.) должны применяться одновременно и под централизованным управлением. При этом компоненты системы должны «знать» о существовании друг друга, взаимодействовать и обеспечивать защиту как от внешних, так и от внутренних угроз.

На сегодняшний день существует большой арсенал методов обеспечения информационной безопасности [6; 275]:

средства идентификации и аутентификации пользователей (так называемый комплекс 3А);

средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям;

межсетевые экраны;

виртуальные частные сети;

средства контентной фильтрации;

инструменты проверки целостности содержимого дисков;

средства антивирусной защиты;

системы обнаружения уязвимостей сетей и анализаторы сетевых атак.

Каждое из перечисленных средств может быть использовано как самостоятельно, так и в интеграции с другими. Это делает возможным создание систем информационной защиты для сетей любой сложности и конфигурации, не зависящих от используемых платформ.

«Комплекс 3А» включает аутентификацию (или идентификацию), авторизацию и администрирование. Идентификация и авторизация − это ключевые элементы информационной безопасности. При попытке доступа к информационным активам функция идентификации дает ответ на вопрос: «Кто вы?» и «Где вы?» − являетесь ли вы авторизованным пользователем сети. Функция авторизации отвечает за то, к каким ресурсам конкретный пользователь имеет доступ. Функция администрирования заключается в наделении пользователя определенными идентификационными особенностями в рамках данной сети и определении объема допустимых для него действий.

Системы шифрования позволяют минимизировать потери в случае несанкционированного доступа к данным, хранящимся на жестком диске или ином носителе, а также перехвата информации при ее пересылке по электронной почте или передаче по сетевым протоколам. Задача данного средства защиты – обеспечение конфиденциальности. Основные требования, предъявляемые к системам шифрования – высокий уровень криптостойкости и легальность использования на территории России (или других государств).

Межсетевой экран представляет собой систему или комбинацию систем, образующую между двумя или более сетями защитный барьер, предохраняющий от несанкционированного попадания в сеть или выхода из нее пакетов данных.

Основной принцип действия межсетевых экранов − проверка каждого пакета данных на соответствие входящего и исходящего IP адреса базе разрешенных адресов. Таким образом, межсетевые экраны значительно расширяют возможности сегментирования информационных сетей и контроля за циркулированием данных.

Говоря о криптографии и межсетевых экранах, следует упомянуть о защищенных виртуальных частных сетях (Virtual Private Network – VPN). Их использование позволяет решить проблемы конфиденциальности и целостности данных при их передаче по открытым коммуникационным каналам. Использование VPN можно свести к решению трех основных задач:

1. защита информационных потоков между различными офисами компании (шифрование информации производится только на выходе во внешнюю сеть);

2. защищенный доступ удаленных пользователей сети к информационным ресурсам компании, как правило, осуществляемый через интернет;

3. защита информационных потоков между отдельными приложениями внутри корпоративных сетей (этот аспект также очень важен, поскольку большинство атак осуществляется из внутренних сетей).

Эффективное средство защиты от потери конфиденциальной информации − фильтрация содержимого входящей и исходящей электронной почты. Проверка самих почтовых сообщений и вложений в них на основе правил, установленных в организации, позволяет также обезопасить компании от ответственности по судебным искам и защитить их сотрудников от спама. Средства контентной фильтрации позволяют проверять файлы всех распространенных форматов, в том числе сжатые и графические. При этом пропускная способность сети практически не меняется.

Все изменения на рабочей станции или на сервере могут быть отслежены администратором сети или другим авторизованным пользователем благодаря технологии проверки целостности содержимого жесткого диска (integrity checking). Это позволяет обнаруживать любые действия с файлами (изменение, удаление или же просто открытие) и идентифицировать активность вирусов, несанкционированный доступ или кражу данных авторизованными пользователями. Контроль осуществляется на основе анализа контрольных сумм файлов (CRC сумм).

Современные антивирусные технологии позволяют выявить практически все уже известные вирусные программы через сравнение кода подозрительного файла с образцами, хранящимися в антивирусной базе. Кроме того, разработаны технологии моделирования поведения, позволяющие обнаруживать вновь создаваемые вирусные программы. Обнаруживаемые объекты могут подвергаться лечению, изолироваться (помещаться в карантин) или удаляться. Защита от вирусов может быть установлена на рабочие станции, файловые и почтовые сервера, межсетевые экраны, работающие под практически любой из распространенных операционных систем (Windows, Unix- и Linux системы, Novell) на процессорах различных типов.

Фильтры спама значительно уменьшают непроизводительные трудозатраты, связанные с разбором спама, снижают трафик и загрузку серверов, улучшают психологический фон в коллективе и уменьшают риск вовлечения сотрудников компании в мошеннические операции. Кроме того, фильтры спама уменьшают риск заражения новыми вирусами, поскольку сообщения, содержащие вирусы (даже еще не вошедшие в базы антивирусных программ) часто имеют признаки спама и отфильтровываются. Правда, положительный эффект от фильтрации спама может быть перечеркнут, если фильтр наряду с мусорными удаляет или маркирует как спам и полезные сообщения, деловые или личные.

Для противодействия естественным угрозам информационной безопасности в компании должен быть разработан и реализован набор процедур по предотвращению чрезвычайных ситуаций (например, по обеспечению физической защиты данных от пожара) и минимизации ущерба в том случае, если такая ситуация всё-таки возникнет. Один из основных методов защиты от потери данных – резервное копирование с четким соблюдением установленных процедур (регулярность, типы носителей, методы хранения копий и т.д.) [5; 382].

 

Литература

 

1. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008 №351;

2. Галатенко, В.А. Основы информационной безопасности. Интернет-университет информационных технологий − ИНТУИТ.ру, 2008;

3. Галатенко, В.А. Стандарты информационной безопасности. Интернет-университет информационных технологий − ИНТУИТ.ру, 2005;

4. Лопатин, В.Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство. Серия: Безопасность человека и общества. М.: 2000. – 428 с;

5. Шаньгин, В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. − М.: ДМК Пресс, 2008. – 544 с.

6. Щербаков, А.Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. − М.: Книжный мир, 2009. – 352 с.

 

«Безопасность детей и интернет»

Советы для родителей

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. На дворе XXI век, и  Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получать информацию. Интернет вошел в каждый дом. Сеть информирует, учит, рекламирует, продает, покупает, следит, контролирует. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети. Мы, наши дети и даже их бабушки и дедушки активно пользуемся всеми возможностями Интернета: смотрим фильмы, клипы, слушаем музыку, играем, пишем сообщения. 
По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Современные сетевые средства позволяют не только «сидеть в контакте», но и совместно учиться, познавать новое, создавать авторские информационные продукты. Компьютер в наше время стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». 

Ребенок в информационном обществе. Какой он? 

 
Что 7-8-летние делают в Интернете? 

Дети этого возраста любят путешествовать по интернету и играть в сетевые игры. Возможно, они используют электронную почту и могут также заходить на сайты и чаты.

Что 9-12-летние делают в интернете? 

Младший подростковый возраст — время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными.

Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах; и юные дамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в интернете. 

Родителям может быть очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного. 

Родителям важно продолжать следить, как в этом возрасте их дети используют интернет. 

Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. 

Не стоит забывать, что Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Интернет может негативно влиять на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождать девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, представлять для детей угрозу. Поэтому главная задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. 


Какие же опасности ждут школьника в сети?

Это:
1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм. 
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.

Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр). 
Дети могут написать свой адрес и телефон, сведения о родителях, не всегда задумываясь о целесообразности своих действий. Кажущаяся анонимность и безопасность часто провоцирует школьников на поступки, на которые в реальном мире они бы не решились. Этим пользуются различные преступники.


Какие действия предпринимают интернет-преступники?

Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на конференции. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются прельстить свою цель вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей.

Некоторые преступники действуют быстрее других и сразу же заводят сексуальные беседы. Такой более прямолинейный подход может включать решительные действия или скрытое преследование жертвы. Преступники могут также рассматривать возможность встречи с детьми в реальной жизни.


  Кому из молодых людей угрожает опасность?

Подростки являются наиболее уязвимой группой и подвергаются наибольшей опасности. Подростки стремятся исследовать свою сексуальность, уйти из-под контроля родителей и завязать новые отношения вне семьи. Несмотря на то что общение в интернете может быть полностью анонимным, они больше подвержены опасности, даже если до конца не осознают возможные последствия. 

Молодые люди, наиболее уязвимые для злоумышленников, это, как правило:



новички в интернете, не знакомые с сетевым этикетом;



недружелюбные пользователи;



те, кто стремится попробовать все новое, связанное с острыми ощущениями;



активно ищущие внимания и привязанности;



бунтари;



одинокие или брошенные;



любопытные;



испытывающие проблемы с сексуальной ориентацией;



те, кого взрослые могут легко обмануть;



те, кого привлекает субкультура, выходящая за рамки понимания их родителей.


Дети воображают, что они представляют себе всю опасность интернет-преступников, однако на самом деле это далеко не так.

 Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. Конечно же, никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей. 


Как сделать прогулки ребенка в Интернете более безопасными 

Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «и», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Обсудите это с детьми, чтобы они понимали необходимость подобных запретов, тогда вместе вы обязательно сможете сделать прогулки ребенка в Сети наиболее безопасными. 


^ Советы родителям

Опасности. Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций.

Компьютер. Повысьте уровень общей безопасности Вашего компьютера.

 Время. Следите за достижением равновесия у вашего ребенка между временем, проводимым в Интернете и вне его.

Правила. Обсудите внутрисемейные правила пользования Интернетом.

Этикет. Научите детей уважать других в Интернете. 


Рекомендации для родителей по организации безопасной работы в Интернет 

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: 

         Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения. 

         Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет и как вовремя предупредить угрозы.  

 Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: 

         Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. 

         Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью. 

         Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег. 

         Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать. 

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

         Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.

         Если Ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания Вашего ребенка в Интернете.

         Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. 

         Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные. 

         Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает Ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок. 

 Правило 4.  Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

         Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. 

        Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете. 


Как ваши дети могут снизить риск стать жертвами преследований?

Дети могут предпринимать следующие меры предосторожности:

 



Никогда не скачивать изображения из неизвестного источника — они могут иметь откровенно сексуальный характер.



Использовать фильтры электронной почты.



Немедленно сообщать взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали смущение или испуг.



Использовать нейтральное в половом отношении экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений.



Никогда и никому в интернете не сообщать информацию о себе (включая возраст и пол) или о семье; никогда не заполнять личные профили в Сети.



Прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. 



Следует повесить рядом с компьютером семейное соглашение, напоминающее детям о необходимости сохранять свою конфиденциальность в интернете.



^ Внутрисемейные правила пользования Интернетом

Перед тем как дети начнут осваивать Интернет необходимо обсудить и договориться о правилах поведения в сети. Соглашение о семейных правилах пользования сетью можно оформить с ребенком письменно, распечатать, подписать и прикрепить около компьютера. Ниже приведен образец такого соглашения, разработанный специалистами корпорации Microsoft.

Соглашение о кодексе поведения в Интернете

Я обязуюсь:

1. Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в Интернете (минут или    часов).

2. Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы.

3. Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.

4. Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей.

5. Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой.

6. Никогда никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

7. Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречить закону.

8. Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения.

9. Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты.

10. Сообщить моим родителям мое регистрационное имя в Интернете и имена в чате.
Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас. 

Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.Посещайте Сеть вместе с детьми. 

Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам. 

Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации. 

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки. 

Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни. 

Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения, действуют везде — даже в виртуальном мире. 

Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей. 

Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. 

Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. 

Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир… Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их, сделать Интернет максимально безопасным. Эта цель осуществима, если родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей. 
 
Внимательно относитесь к вашим детям!.